Перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

До вступления в силу ТК РФ 2003 года таможенный режим перемещения припасов был установлен постановлением Правительства РФ от 09.07.2001 № 524 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов". Указанное постановление Правительства РФ является в настоящее время действующим. Вместе с тем, все его положения были включены в параграф 3 главы 21 ТК РФ.

Содержание таможенного режима перемещения припасов предполагает его применение при использовании иностранных и российских товаров при перемещении транспортных средств через таможенную границу РФ при осуществлении международных перевозок. Такими транспортными средствами могут быть морские (речные) суда (при этом помещение товаров под таможенный режим перемещения припасов допускается при эксплуатации этих судов в целях торгового мореплавания, в том числе не связанных с осуществлением международных перевозок), поезда, а также воздушные суда гражданской, государственной и экспериментальной авиации. При перемещении транспортных средств физическими лицами для личного пользования таможенный режим перемещения припасов использоваться не может.

Для целей применения данного таможенного режима такие товары должны рассматриваться как припасы.

К припасам относятся:

- товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горюче-смазочных материалов). Припасами не могут являться запасные части и оборудование, предназначенные для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортного средства;

- предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту морских (речных) судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет;

- предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных) судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов.

Припасы помещаются под таможенный режим перемещения припасов вне зависимости от страны регистрации или национальности морских (речных) судов, воздушных судов или поездов.

В соответствии с письмом ГТК РФ от 17.10.2003 № 01-06/41353 "О таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов" под рассматриваемый таможенный режим могут помещаться Лакокрасочные материалы, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации на бортах судов смешанного "река-море" плавания и предназначенные для использования в целях обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судов, в объемах, не превышающих количество, предусмотренное проектами этих судов для использования в заявленных целях.

В целях реализации постановления Правительства РФ от 09.07.2001 № 524 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов" был издан приказ ГТК РФ от 19.10.2001 № 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов" (зарегистрирован Минюстом РФ 12.11.2001, регистрационный № 3020), который применяется в настоящее время в части, не противоречащей ТК РФ. Данный приказ устанавливает особенности совершения отдельных таможенный операций при использовании таможенного режима перемещения припасов.

Разрешение таможенного органа на помещение товаров под таможенный режим перемещения припасов выдается путем осуществления выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Декларирование припасов производится путем представления декларантом (российским (иностранным) перевозчиком либо уполномоченным им лицом) таможенной декларации на припасы в двух экземплярах, в качестве которой таможенным органом принимаются:

- при ввозе припасов стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых должны содержаться сведения о наименовании и количестве (весе, объеме и тому подобные сведения) перемещаемых припасов;

- при перемещении (загрузке) припасов на морские, воздушные суда и в поезда (далее - транспортные средства) во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации неполная таможенная декларация в виде письменной заявки (заявок) на погрузку припасов, составленной в произвольной форме, с последующим представлением до убытия транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которые внесены сведения о перемещенных (загруженных) припасах.

При помещении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ, под таможенный режим перемещения припасов в соответствии с приказом ГТК РФ от 16.09.2003 № 1022 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" дополнительно должно быть представлено письменное извещение перевозчика, составленное в произвольной форме, содержащее сведения о месте, времени и предполагаемых действиях с припасами (в случае намерения совершить действия в отношении припасов, связанные с их временной выгрузкой, передачей соответственно на другие суда или другие поезда, помещением их под иной таможенный режим).

В связи со схожестью понятий "припасы" как товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горюче-смазочных материалов) и понятия "запасные части и оборудование", необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судов и поездов, письмом ГТК РФ от 30.06.2004 № 01-06/24115 "О таможенном оформлении судового снаряжения, судовых припасов, запасных частей и оборудования, предназначенных для использования на морских (речных) судах" даны разъяснения о порядке таможенного оформления тех и иных в зависимости от возникающих ситуаций.

Согласно данному разъяснению к припасам могут относиться, например, кухонные рукавицы и прихватки, ножи кухонные, чашки кофейные, костюмы для технического обслуживания судна, ведра пластмассовые и другие подобные предметы.

Все товары, которые подпадают под признаки припасов, подлежат помещению под таможенный режим перемещения припасов, за исключением запасных частей и оборудования, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (пункт 3 статьи 265 ТК РФ). Такой подход обусловлен тем, что запасные части и оборудование, находящиеся и предназначенные для использования на судне, являются неотъемлемой частью транспортного средства, в значении подпункта 5 пункта 1 статьи 11 ТК РФ, и подлежат таможенному оформлению в упрощенном порядке одновременно с морскими (речными) судами. В соответствии со статьей 279 ТК РФ декларирование запасных частей и оборудования, перемещаемых одновременно с транспортным средством, осуществляется путем указания соответствующих сведений во въездной или выездной декларации.

При этом следует отметить, что таможенным законодательством предусмотрено полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, как припасов, так и временно вывозимого оборудования и запасных частей. В свою очередь налоговым законодательством не предусмотрено возмещение налога на добавленную стоимость при временном вывозе запасных частей и оборудования либо вывозе припасов (за исключением топлива и горюче-смазочных материалов).

Выбор лицами таможенного режима перемещения припасов с точки зрения правовых последствий не наносит ущерба экономическим интересам государства, поскольку при вывозе в режиме экспорта товаров, к которым может быть применен таможенный режим перемещения припасов, вывозных таможенных пошлин и нетарифных ограничений экономического характера действующим законодательством Российской Федерации не установлено.

ТК РФ не содержит специального понятия "судовое снаряжение", употребляемого в Конвенции по облегчению морского судоходства. Предметы, которые могут подпадать под понятие "судовое снаряжение", могут рассматриваться как запасные части и оборудование (например, спасательные шлюпки, мебель), так и как припасы.

Учитывая одинаковые условия налогового законодательства и таможенного режима, установленные таможенным законодательством при вывозе припасов, запасных частей и оборудования (за исключением топлива и горюче-смазочных материалов), таможенные органы не должны препятствовать заявлению таможенного режима припасов в отношении тех предметов, которые могут рассматриваться как "судовое снаряжение". В случае указания предметов "судового снаряжения" в выездной декларации (в качестве которой могут использоваться стандартные документы перевозчика), таможенным органам не следует принуждать лиц к повторному декларированию этих предметов в качестве припасов.

Вышеуказанный порядок распространяется и на морские (речные) суда, не используемые для международных перевозок товаров и пассажиров, указанные в статье 280 ТК РФ.

Ограничения по пользованию и распоряжению припасами (статья 267 ТК РФ). Припасы, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей морских (речных) судов, и припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, могут потребляться и использоваться на этих судах во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, а также продолжительности стоянки, в том числе во время ремонта морских (речных) судов в доке, на верфи или судоремонтном заводе, если экипажи на это время не покидают судна. При совершении запланированной посадки воздушных судов в одном аэропорте или нескольких аэропортах, которые находятся на таможенной территории Российской Федерации, припасы, предназначенные для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, и припасы, предназначенные для потребления членами экипажей и пассажирами во время нахождения воздушных судов в пунктах посадки и во время перелета между ними, могут использоваться во время нахождения воздушных судов в пунктах посадки и во время перелета между ними.

Припасы, предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей воздушных судов без цели их потребления на борту этих судов, могут продаваться во время нахождения воздушных судов на таможенной территории Российской Федерации при условии, что их продажа осуществляется на борту этих судов.

Припасы, предназначенные для потребления пассажирами поездов и работниками поездных бригад, и припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих поездов, могут потребляться и использоваться в этих поездах в пути их следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки на таможенной территории Российской Федерации в количестве, соответствующем численности пассажиров и работников поездных бригад, а также продолжительности стоянки и времени нахождения в пути.

Основным требованием, которое ТК РФ предъявляет к использованию припасов является нахождение припасов только на борту судна или в поезде. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6 статьи 266 ТК РФ припасы могут с разрешения таможенного органа временно выгружаться, передаваться соответственно на другие суда или в другие поезда, осуществляющие международные перевозки товаров и пассажиров, при соблюдении иных условий, установленных ТК РФ. Таможенные органы вправе обязать перевозчика принять меры, необходимые для обеспечения соблюдения условий использования припасов, предусмотренных настоящим параграфом, во время нахождения морских (речных) судов, воздушных судов или поездов на таможенной территории Российской Федерации. По решению таможенного органа на помещения, в которых хранятся припасы, могут быть наложены таможенные пломбы и печати.

Порядок применения таможенных платежей при использовании таможенного режима перемещения припасов.

При помещении товаров под рассматриваемый таможенный режим предоставляется освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в следующем порядке:

- при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации припасов, находящихся на борту морских (речных), воздушных судов, не уплачиваются ввозные таможенные пошлины, налоги при условии, что эти припасы остаются на борту этих судов во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации;

при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации припасов, находящихся в поездах и необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания поездов, а также предназначенных для потребления пассажирами поездов и работниками поездных бригад, не уплачиваются ввозные таможенные пошлины, налоги при условии, что эти припасы остаются в поездах во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации;

при помещении иностранных товаров, предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных), воздушных судов без цели их потребления на борту этих судов, под таможенный режим перемещения припасов освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляется при условии продажи указанных товаров за пределами таможенной территории Российской Федерации;

- при вывозе с таможенной территории Российской Федерации припасов, находящихся на борту морских (речных), воздушных судов, не уплачиваются вывозные таможенные пошлины, если указанные припасы вывозятся в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, продолжительности рейса и достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания указанных судов, с учетом припасов, имеющихся на борту этих судов.

- при вывозе с таможенной территории Российской Федерации припасов, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания поездов, а также припасов, предназначенных для потребления пассажирами поездов и работниками поездных бригад, не уплачиваются вывозные таможенные пошлины, если указанные припасы вывозятся в количестве, достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания поездов и необходимом для потребления пассажирами и работниками поездных бригад в пути следования, с учетом припасов, имеющихся в этих поездах.

При вывозе товаров, помещенных под таможенный режим перемещения припасов, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производятся, если иное не установлено законодательством РФ о налогах и сборах.

Вместе с тем, подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов. В целях указанной статьи припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания.

Инструкцией о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной приказом ГТК России от 21.07.2003 N 806, зарегистрированным в Минюсте России 14.08.2003 N 4979, предусмотрено, что отметки, свидетельствующие о подтверждении фактического вывоза припасов, проставляются на оборотной стороне заявки на погрузку припасов (составленной в произвольной форме), являющейся таможенной декларацией на припасы в соответствии с нормативными актами ГТК России.

Таким образом, налогоплательщики, реализующие топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации иностранных воздушных судов, могут реализовать свое право на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при представлении в налоговые органы всех документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 Кодекса и удовлетворяющих вышеуказанным требованиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАВЕРХ

НА ГЛАВНУЮ

НА ГЛАВНУЮ

 

 

Hosted by uCoz